Юлия Раскова (julia_raskova) wrote,
Юлия Раскова
julia_raskova

Category:

Анатолий Алексин: читать обязательно.

Недавно вспомнилась мне книга, которая произвела на меня одно из сильнейших впечатлений - книга Алексина "Самый счастливый день" (показывала ее здесь).
Очень проникновенные рассказы. Очень душевные, очень взрослые...те, кто читал Алексина, меня поймут. Книги Анатолия Алексина издаются на английском, французском, немецком, греческом, испанском, японском, китайском, корейском, финском, хинди, иврите, арабском, казахском, украинском, армянском, грузинском, литовском...всего на 48 языках мира!

Анатолий Алексин: «Сочинить талантливый рассказ труднее» xMG_3249.jpg

– Анатолий Георгиевич, Вы известны как автор подростковой прозы. Как лучше писать романы для подростков? Обязательно ли эти книги особым образом адаптировать, или же эта литература ничем не должна отличаться от литературы для взрослых? Нужно ли в детских книгах поднимать взрослые проблемы?
– Я считаю, что литература для детей должна быть прежде всего интересной и, главное, талантливой. Конечно, детские книги отличаются от взрослых. Однако они настолько глубоки, увлекательны и мудры, что люди могут понять их и в девять, и в двенадцать лет. Что касается литературы для подростков, то она, на мой взгляд, ничем не отличается от книг для взрослых. Ведь в 14 лет ребенок становится уже серьезным человеком. А в 15–16 дети не просто все понимают, но еще больше и внимательнее вникают в проблемы.

– Вы уже более шестидесяти лет участник литературного процесса – срок гигантский. Но ведь в литературе всегда появляются новые веяния, стили, тенденции. Стараетесь ли Вы учитывать их в своей работе?
– Ни в коем случае. Настоящий писатель, я сейчас говорю в общем, а не о себе, с тех пор как он стал писателем, имеет свою дорогу и знает, что ему нужно сказать читателям. Все это у него в душе, он не гоняется за тем, что сегодня модно. Следить за тенденциями – дело литератора, я очень уважаю людей этой профессии, но все же писательство – нечто другое. Например, мой друг Самуил Яковлевич Маршак, который был старше меня на двадцать лет, никогда не подчинялся тому, чего от него требовали издатели и продавцы книг. Он писал только то, что считал нужным. Поэтому-то ему и удалось сказать очень много большого и важного.

– Помимо подростковых произведений у Вас полно рассказов вневозрастных. Более того, много пишете о женщинах, их чувствах, жизни. Откуда у Вас такое тонкое понимание женской психологии?
– Не знаю. Просто я больше всего симпатизирую женщинам. Они тоньше чувствуют, уж простят меня мужчины. К тому же у всех у нас были мамы. И любовь к маме, я убежден, самое высокое чувство, которое может испытывать человек.

– В последние годы Вы больше работаете в жанре рассказа, чем Вас привлекает малая форма?
– Я не могу сказать, что больше пишу рассказов, чем повестей. Тут дело в другом: рассказ можно создать за несколько дней, а можно – и за ночь. Чтобы сочинить повесть или роман, времени нужно куда больше. Я много рассказов написал, пока все спят, что очень не нравится моей жене Тане, она считает, что в темное время суток нужно отдыхать.

– Кто-то из классиков сказал, что хороший рассказ написать сложнее, чем повесть или роман, так как в малом объеме нужно много уместить. Что Вы думаете по этому поводу?
– Все же считаю, что роман создать сложнее, чем рассказ, однако сочинить талантливый рассказ еще труднее. Я за свою жизнь написал достаточно романов, повестей и рассказов. И могу сказать, что писать последние нелегко, потому что каждый новый рассказ должен отличаться от предыдущих прежде всего особенностями сюжета. Сюжет же необходимо взять из жизни. А для этого важно хорошо ее знать. Но понимание жизни и умение разбираться в человеческой психологии входит в писательский дар. Настоящий писатель должен быть тонким знатоком человеческой натуры и всего, что с ней связанно.

– Однако сегодняшние читатели любят читать то, что попроще…
– Я с большим уважением отношусь к тем читателям, кто посвящает себя книге (то есть относится к чтению так же серьезно, как и писатель к письму), читает не на бегу, в метро или автобусе, а специально каждый день изыскивает время для того, чтобы усесться с книгой. Ведь книга – это серьезнейший собеседник человека. И чтобы ее понять нужно в нее вчитаться.

– Что такое для Вас большая литература?
– Это те книги, которые, как правило, говорят о трагичном, серьезном и сложном. Они пытаются либо спасти человека, если он находится у края пропасти, либо просто дать ему добрый и мудрый совет, если у него все более или менее хорошо. Большая литература драматична. Ведь в основе ее жизнь, а она сама по себе очень сложна. И задача писателя подсказать читателю решение его проблемы. Ведь бывает так: человек счастлив, а все равно, что-то свербит, мучит его. Наша действительность настолько сложна, что быть довольным всем невозможно. Абсолютно счастливым может быть только дурак.

– А какие книги Вы сами читаете? Что предпочитаете, классическую или современную литературу?
– Люблю не времена, а фамилии. Ведь писатель, родившийся в восемнадцатом веке, может быть современен и сегодня. Как Пушкин, например, который написал обо всем: горестном, трудном и сложном.

– Следите ли Вы за новинками?
– Я почитаю писателей в соответствии с их Божьим даром. Конечно, и сегодня есть очень талантливые сочинители. Ираклий Андроников, Чингиз Айтматов – это писатели выдающиеся, ими нельзя стать, а можно только родиться.

Записала Алена Бондарева
Источник http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/interview.php?pn=1&interview=105

Несколько раз ко мне обращались с просьбой порекомендовать книги Алексина для подростков. Так вот:

Третий в пятом ряду. Повести
В книгу вошли повести "Поздний ребенок", "Мой брат играет на кларнете", "А тем временем где-то...", "Третий в пятом ряду", "Безумная Евдокия", "Сердечная недостаточность", "Домашний совет". Для детей старшего школьного возраста.
Совершенно с комом в горле я читала "Третий в пятом ряду" - история о том, как внучку бабушки оперирует ее бывший когда-то школьный ученик. Вернее, так думает бабушка до самого конца книги. Воспоминания бабушки о честном, решительном и озорном мальчике Ване Белове и его дружбе с ее сыном на протяжении всей книги. Они поучительные, но без морализаторства. Они трогательные, но не давят на жалость. Они о том, как омжно ошибаться в людях, а также о том, какиз озорников вырастают герои.
Уже упомянутый мной выше Самый счастливый день - книга проиллюстрирована Владимиром Гальдяевым. Содержание:
Самый счастливый день
Как ваше здоровье?
Где квартира Егорова?
"Взрослый" вечер
Бумажный кораблик
Про сестренку
Первый день
Важный звонок
Мой старший брат
Солнечный рисунок
Посмотреть развороты и почитать отзыв можно здесь. Там же под катом я выложила прочитать первые три рассказа книги.

А тем временем где-то... Поздний ребенок
"Меня ждали шестнадцать лет...
Ужасно быть поздним ребенком! Я-то уж знаю! Ранние дети появляются быстро, сами собой, как отметки в дневнике, если ты пошел в школу. А позднего ребенка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света, а то еще и подальше.
Родители ему говорят: "Мы тебя ждали! Так ждали!.." -- будто он задержался в кино или на улице.
Я -- поздний ребенок. Мои родители сразу хотели иметь мальчишку, а заимели Людмилу... Это моя сестра. Все втроем, вместе с Людмилой, они мечтали, чтоб я родился. И вот через шестнадцать лет мечта их сбылась! Поздновато, конечно. Но что же я мог поделать?
Я не помню, с какого возраста я себя помню. Но в ту пору, с которой помню, я часто, казалось, слышал: "Ты -- сюрприз! Ты -- драгоценный подарок!" Теперь мои родители стесняются громких фраз. Может быть, и раньше они таких точно слов не говорили. Но какие-то вроде этих... Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай.
Меня берегут! Конечно, каждый по-своему, потому что у каждого взрослого в нашей семье свой характер.
Вот, например, если я собираюсь куда-нибудь в лыжный поход, мне запрещают все трое. Но запрещают по-разному."


Мой брат играет на кларнете
В книгу вошли три истории о подростках:
 - Звоните и приезжайте
 - Мой брат играет на кларнете
 - А тем временем где-то...

"Почти все девчонки в нашем классе ведут дневники. И записывают в них всякую ерунду. Например: "Вася попросил у меня сегодня тетрадку по геометрии. Тайно попросил и очень тихо, чтоб никто не услышал. Зачем? Почему именно у меня? Почему так таинственно и с большим волнением? Уже полночь. Но я размышляю об этом и не засну до утра".
Васька просто-напросто решил сдуть домашнее задание по геометрии. Именно у нее, потому что у меня он уже сдувал. "Тихо, таинственно!.." А кто же делает это громко? "С волнением!" Еще бы Ваське не волноваться! Девчонки обожают придавать самым обыкновенным поступкам мальчишек какой-то особый смысл."

Старший брат
Это очень здорово, когда у тебя есть Старший брат! Потому что он не только старше, он - сильнее и мудрее, и к нему ты всегда можешь пойти за советом и утешением. Но бывает и так, что старший брат сам нуждается в помощи, и тогда позаботиться о нём придётся тебе...
В книгу вошли два произведения Анатолия Алексина: повесть "Мой брат играет на кларнете" и рассказ "Мой старший брат".
Для среднего школьного возраста.
Tags: Алексин, заметки о чтении и книгах
Subscribe

Posts from This Journal “заметки о чтении и книгах” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

Posts from This Journal “заметки о чтении и книгах” Tag