В отличие от Юли, эта книга стала первой книгой о ВОв, которую я вообще прочитал. Из новинок.
Я уважаю и ценю подвиг наших героев, но книги о войне мне тяжело брать в руки да и просто не хочется. Потому что слишком много не очень веселых вещей окружают нас в новостях и вообще кругом, а за книгой я привык отдыхать, поэтому предпочитаю погружаться в фантазийные миры, после которых реальная жизнь сама кажется фантазийным миром.
Что же меня толкнуло прочитать книгу?
Вытянул одну наугад, попалась эта.
Я часто читал о том, как героически жители блокадного Ленинграда выносили муки и лишения и голод. Это то, что я всегда читал в отзыве или аннотации на любую книгу о блокадном Ленинграде и то, что мне всегда не давало покоя. Но давайте посмотрим, кто же такой герой. Возьмем определение из Википедии (пока она еще не запрещена, не будем говорить о попсовости данного источника информации, все же зачастую там много полезной и верной информации). Герой - человек исключительной смелости и доблести. Следовательно героизм - это проявление этих исключительной смелости и доблести.В чем смелость и доблесть людей, терпящих голод в блокадном Ленинграде, я понять не могу. Они не шли на это сознательно, это была навязанная извне необходимость, с которой они вынуждены были справляться для того, чтобы жить. Любой живой организм стремится к жизни. Потребность выживать - это первейшая из потребностей человека. Разве выживание можно назвать героизмом? На мой взгляд нет.
Поэтому эта книжка точно не о героизме. И когда я ее брал, я точно знал, что она не о героизме.
Эта книга о жизни. О человечности. О стойкости. О желании жить, сильнее которого на свете ничего нет. О том, что было на самом деле. И нельзя не уважать это стремление людей к жизни и веру в то, что счастье все-таки будет. Вера это главное. Потому что именно вера делает людей сильными, заставляет идти вперед, жить, искать новое и совершать открытия. Будь то мирное время или военное.
Когда я читал книгу у меня пропало ощущение, что я читал книгу. Мне казалось, что я читал документальные записи найденного дневника. Или автор беседовал со мной, лично мне рассказывая все это. Главы в книге короткие, читаются быстро, но все же иногда приходилось останавливаться, чтобы позлиться на Зинаиду Павловну, которая таила дома огромные запасы еды, пожалеть Соню, у которой погиб муж, сжать зубы за Леночкину маму (узнаю этот тип женского характера!) и по-мужски понять Леночкиного отца. Мне очень хотелось дочитать до счастливого конца. Чтобы все было хорошо. Но конца у книги нет. То есть он есть, но вполне ясно, что это еще не все дни блокады, пережитые автором, а лишь их часть. Ведь блокада Ленинграда шла 872 дня, а автором описан только один год.
Мне очень понравились иллюстрации. Художник Людмила Пипченко большая умница.
Есть у меня вопросы к поведению родителей (почему родители Лены не запасались едой, как остальные? Почему мать Лены отказалась эвакуироваться из Ленинграда, не подумав о будущем своего ребенка?), но это скорее вопросы к тому периоду времени истории.
У меня остался один вопрос не совсем в тему: почему, если книга автобиографична, героиню не зовут Эллой, а зовут Леной?
UPD: Добавление от Юли. Немного о героизме и ответ на твои вопросы.
Во-первых, мне кажется, что ты слишком узко истолковал слово "героизм". Если толковать слово героизм в таком ключе, то к героям можно отнести только непосредственно солдат, олимпийцев и всех, кто так и или иначе показывал доблесть и смелость. Однако же есть еще выражения "героически переносили лишения судьбы". Героические поступки это не только кидаться грудью на амбразуру, но и дать последний кусок хлеба умирающему от голода мальчику. И не надо мне сейчас говорить, что это не героизм, а человечность! Человечность была бы, если бы не умирал при этом сам. Да и вообще понятия "героизм" и "человечность" не взаимоисключающие.
Во-вторых, родители Лены отказались уезжать, потому что а) как и многие верили в непоколебимую мощь СССР (ох уж эта советская пропаганда!) и верили, что война закончится уже через месяц-другой, б) бегство считалось трусостью и недостойным советского человека (снова советская пропаганда!), в) страх перед устройством на новом месте, перед бомбежкой поездов - не факт, что добрались бы до места назначения, г) боялись потерять то, что уже было нажито тяжелым трудом после недавней революции.
UPD: От меня.
Будь по твоему, женщина! Все равно не переспорю.
Насчет вопросов по поведению родителей Лены теперь понял =)
PS: спасибо всем,кто так доброжелательно встретил меня в прошлый раз здесь =) мне было очень приятно =)

















В Озоне
В Read.ru